Дата: Понедельник, 12 Декабря 2011, 20:59 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 7249
Статус: Offline
Почему собака кусает ребёнка?
A почему бы и не кусать? Ведь на глазах собаки это делают все члены семьи - папа, мама, бабушки, дедушки, а то и гости. Вспомните, на кого чаще повышают голос и кричат (лают, с точки зрения собаки), кому чаще угрожают интонацией (рычат), кого шлепают, а иногда и дерут (кусают)? На ребенка. Причем на глазах у собаки, которая прекрасно все понимает и делает вывод, что так относиться к младшему члену стаи - хорошая традиция, норма поведения и позволительно всем.
Собака кусает ребенка вовсе не для того, чтобы его съесть. Укус служит для того, чтобы сделать больно, а больно бывает нужно сделать для того, чтобы дать понять, что данное поведение не нравится. К тому же собаки редко кусают сразу, сначала они рычат, если их не понимают, ударяют зубами (кстати, удар зубами очень часто принимают за укус) и только потом, изверившись в действенности превентивных мер, собака кусает.
Часто бывает, что незлая к другим, собака кусает "своих" детей и членов семьи, а посторонних либо боится, либо очень "любит". Потому, что это две большие разницы, недаром зоопсихологи выделяют так называемую иерархическую агрессию, с которой как раз и связаны внутрисемейные проблемы. Но об этом чуть позже, а пока закончим с отрицательным подкреплением, которым часто пользуются ползающие, бегающие, летающие и ходящие для воспитания подрастающего поколения и управления поведением членов коллектива. Так вот, к условному отрицательному подкреплению (аналогу укуса или удара), относятся: оскал, рычание, лай, специфическая поза. К натуральному отрицательному подкреплению - толчок плечом, удар зубами, трепотня за шиворот, сбивание с ног и наконец укус.
Если на подчиненного или подопечного, равно как и на обучаемого, не действует условное отрицательное подкрепление, вы вправе переходить к натуральному. Точно так же ведет себя ваша собака.
Почему? Вы помните, что собака воспринимает человеческую семью, как аналог стаи? А каждая стая, с точки зрения собаки, должна иметь начальника и подчиненных, чтобы успешно осуществлять совместную деятельность - то есть должна быть структурирована. Потребность в иерархии заложена в собаке природой, и, хотим мы этого или не хотим, но собака очень быстро понимает, кто есть кто в нашей семье и старается занять место поближе к лидеру, а то и стать лидером. А самое главное право лидера - это право управлять поведением других и наказывать за неподчинение.
Таким образом, сети собака занимает в иерархической структуре семьи достаточно высокий ранг, она начинает управлять поведением других, а если они не подчиняются - наказывать их укусом. Формирование иерархического статуса собаки складывается в процессе воспитания и дрессировки и зависит от их качества, породы собаки, индивидуальных особенностей ее и членов семьи. Но это отдельная тема.
Здесь же следует добавить, что дети, часто бессознательно, провоцируют агрессию собаки: особенно маленькие, редко понимая, что делают другим больно, они часто нарушают святые правила (слишком близко приближаются к любимой кости, миске, месту отдыха собаки, попадают пальцем в глаз) или бывают ну очень бесцеремонны и совсем не понимают языка своей родной собаки. То есть, если вы приобретаете и щенка и ребенка, будьте добры, воспитывайте обоих в равной степени.
Щенок же, пока мал, особой опасности не представляет, но взрослея - а взрослеет он быстрее, чем ребенок, начинает выяснять со своими ближними, кто главней. Наиболее же близким к щенку чаще бывает ребенок. Не пропустите "час X", ваша обязанность вовремя подавить агрессивные проявления собаки по отношению к ребенку.
Агрессия к ребенку может возникнуть еще и потому, что с появлением его собака (если она уже была у вас) теряет свой высокий социальный статус и опускается на более низкую ступень иерархической лестницы семьи. При этом она может воспринимать ребенка как конкурента за право быть ближе к лидеру стаи, то есть к вам, как причину собственного падения и будет стремиться устранить ее.
Но необходимо отметить, что собаки - существа слишком сложные, чтобы вести себя одинаково. Хотя утверждение, что собаки детей не кусают вообще и никогда, преувеличено. На основании опроса владельцев некоторых пород собак можно построить вот такой сравнительный ряд по степени убывания агрессивности собак к детям: кавказская овчарка, ротвейлер, немецкая овчарка, черный терьер, дворняги и метисы, восточноевропейская овчарка, колли, ризеншнауцер, боксер и доберман.
Собаки и дети
Других нисколько не манило Помериться с тобою силой. Иное дело, что, любя, Трепал меня ты, я - тебя. У.Лендор
Мне не очень повезло в том смысле, что я провел свое раннее детство без собаки. Моя мать принадлежала к поколению, которое только что открыло для себя микробов. Тогда в зажиточных семьях большинство детей болело рахитом, потому что молоко стерилизовалось до тех пор, пока все витамины не разрушались полностью. Только когда я достиг мыслящего возраста и с меня можно было взять достаточно надежное честное слово, что я не дам собаке облизывать себя, мне наконец было дозволено обзавестись первой в моей жизни собакой. К несчастью, этот песик оказался настоящим дураком и надолго отбил у меня всякое желание иметь собаку. Я уже рассказывал вам об этом бесхребетном существ - таксе Кроки.
Мои же дети росли в теснейшем общении с собаками - в годы из раннего детства у нас было пять собак. Я словно сейчас вижу, как эти крошки, к неописуемому ужасу моей бедной мамы, проползали на четвереньках под животом огромной овчарки. Когда мой сын учился ходить, он имел обыкновение вцепляться в длинный хвост Титы, чтобы принять вертикальную позицию, необходимую для хождения на двух, а не на четырех конечностях. Тита переносила эту операцию с ангельским терпением, но едва малыш выпрямлялся и отпускал ее истерзанный хвост, как она принималась вилять этим хвостом с таким облегчением, что, как правило, задевала своего маленького мучителя, и он снова валился на пол.
Чуткие собаки особенно ласковы с детьми любимого хозяина, словно они понимают, как дороги ему эти существа. И бояться, что собака причинит вред ребенку, нелепо; наоборот, существует опасность, что собака, спуская детям слишком многое, может приучить их к грубости и неумению замечать чужую боль. Этого следует остерегаться, особенно когда речь идет о крупных и добродушных псах вроде сенбернаров и ньюфаундлендов. Но обычно собаки прекрасно умеют уклоняться от слишком уж назойливого внимания детей - факт, обладающий значительной воспитательной ценностью; поскольку нормальные дети получают большое удовольствие от общества собак и огорчаются, когда те от них убегают, они вскоре начинают соображать, как следует себя вести, чтобы собаки видели в них хороших товарищей. В результате дети, хотя бы немного тактичные от природы, еще в очень раннем возрасте привыкают считаться с другими.
Когда, придя в гости, я замечаю, что собака не избегает пяти-шестилетнего ребенка, а спокойно к нему подходит, мое уважение и к ребенку и ко всей семье немедленно возрастает. К несчастью, дети наших соседей лишены той мягкости, которая необходима для общения с собакой. В окрестностях нашей деревни вы не встретите группы мальчишек, которых сопровождал бы собака - и тем более несколько собак. Конечно, я знаю немало ребятишек, которые у себя дома ласковы с собаками, но стоит им собраться большой компанией, как в ней непременно отыщется хотя бы один любитель мучить животных, и он подчинит своему влиянию всех остальных. Как бы то ни было, но средняя нижнеавстрийская собака, завидев среднего нижнеавстрийского мальчика, пускается наутек. Однако такое положение вещей отнюдь не обязательно, и существует оно далеко не везде. Например, в Белоруссии почти в любой деревне вы обязательно увидите на улице смешанную компанию мальчишек и собак - белоголовых карапузов пяти-семи лет и разнообразных дворняжек. Собаки нисколько не боятся мальчуганов, а, наоборот, питают к ним глубочайшее доверие, что позволяет многое узнать о характере и наклонностях этих малышей.
Самый удивительный из известных мне примеров дружбы между собакой и ребенком относится к дням моего собственного детства. Ребенком был мой будущий шурин, Петер Пфлаум, сын владельца замка Альтенберг, а собакой - огромный угольно-черный ньюфаундленд. Лорд, как звали ньюфаундленда, обладал поистине идеальным характером: он был храбр до безрассудства, предан, умен и благороден. Петер же, как он любил похвастать и теперь, заслуженно слыл отпетым шалуном и проказником. И вот этого одиннадцатилетнего мальчика огромный ньюфаундленд выбрал своим хозяином, когда его уже взрослым, полуторагодовалым псом привезли в Альтенберг. Мне до сих пор непонятно, чем объяснялся его выбор, поскольку Лорд принадлежал к тому типу собак, которые обычно тяготеют к взрослым мужчинам - чаще всего к главе семейства. Возможно, тут какую-то роль сыграли рыцарственные побуждения, так как Петер был самым маленьким и слабым не только по сравнению со своими тремя братьями, но и со всей буйной компанией из множества мальчишек и двух-трех девочек - грозой альтенбергского леса, где ни играли в индейцев и устраивали взрывы очень реалистические, а зачастую и вполне реальные. Но хотел бы я посмотреть, какой мальчишка рискнет ударить другого мальчишку, если собака, могучая, как лев, и черная, как ночь, тут же положит ему на плечи две тяжелые лапы, обнажит у самого его носа огромные белоснежные зубы и угрожающе заворчит в тоне самой низкой органной трубы. Петер платил за эту преданность горячей любовью, и они с Лордом были неразлучны. В результате его образование несколько страдал, так как даже сам господин Нидермейер, строгий гувернер мальчика, рано лишившегося отца, не осмеливался поднять голос на Петера - в противном случае из угла комнаты донеслось бы зловещее рокочущее рычание и к ним величественно приблизился бы черный лев, после чего господину Нидермейеру осталось бы только беспомощно пожать плечами и отвернуться.
Моя мать рассказывала мне о таком же случае в доме ее родителей, где могучий леонбергер (эта порода также принадлежит к крупнейшим) избрал своей хозяйкой младшую из сестер, которую, как и Петера, безжалостно тиранили старшие дети.
Я питаю предубеждение против людей - и даже очень маленьких детей, - которые боятся собак. Предубеждение это абсолютно неоправданно - вполне естественно, что маленькое существо при первом знакомстве пугается больших незнакомых собак и умеют обходиться с ними, вполне оправдано, так как на это способны лишь те, кто чувствует природу и животных. Мои собственные дети становились заядлыми собачатниками еще задолго до того, как им исполнялся год, и они даже подумать не могли, что собака способна причинить им зло. По этой причине моя дочь Агнесса, когда ей было около шести лет, напугала меня до полусмерти. Случилось это при следующих обстоятельствах. Однажды Агнесса и ее брат вернулись с прогулки в сопровождении большой красивой овчарки, которая пристала к ним по дороге. Я решил, что собаке лет шесть-семь - в дальнейшем оказалось, что я не ошибся. Овчарка шла за детьми до самого дома, держалась "рядом". Она казалась пришибленной и дала мне погладить себя с большой неохотой, наморщив губы. Но к детям она льнула с непонятным упорством. Я ничего не мог понять. Собака казалась душевно неуравновешенной, а главное, с какой стати она внезапно прониклась любовью к моим детям? Позже все объяснилось самым естественным образом. Овчарка была очень нервной и боялась ружейных выстрелов. Она жила в деревне, километрах в девяти выше по реке, и во время местного праздника стрельба в тире привела ее в такой ужас, что она убежала куда глаза глядят и не сумела отыскать дорогу домой. У ее владельца было двое детей, которых овчарка обожала и которые были примерно ровесниками моим. Вот почему она и пристала к Агнессе и ее брату, когда повстречала их. Но тогда я ничего этого не знал и не слишком охотно уступил мольбам детей, которые упрашивали оставить овчарку у нас, если ее хозяин не отыщется. Конечно, им очень нравилось, что такая большая и красивая собака с таким упорством ищет их общества.
Ситуация, помимо всего прочего, осложнялась еще и тем, что наш собственный пес Волк I также был чрезвычайно привязан к детям на особый, независимый и сдержанный лад волчьей собаки-самца. Нетрудно понять, что появление этого угодливого раба, этого наголо самозванца, который узурпировал его место в сердце детей, смертельно уязвило гордость Волка. Сначала моих многочисленных угроз, обращенных к обоим псам, и робкого вида пришельца оказалось достаточно, чтобы предотвратить драку.
Но взрыв был неизбежен. Мне пришлось удалиться в некое небольшое помещение за ванной на вернем этаже, как вдруг мои мирные размышления были прерваны шумом ожесточенной собачьей драки, к которому - о ужас! - тут же примешались вопли моей маленькой Агнессы, звавшей на помощь. Я кинулся вниз по лестнице, одной рукой придерживая брюки, и видел перед крылом ужасающее зрелище - двух собак, сцепившихся в беспощадной схватке, и торчащие из-под них ножки моей дочери. Обезумев, я кинулся к ним, схватил собак за загривки, с нечеловеческой силой разнял их и увидел, что Агнесса лежит на спине и тоже крепко держит Волка и незнакомца за шеи, стараясь их растащить. Потом она объяснила мне, что произошло: усевшись на землю между двумя псами, она принялась гладить обоих, чтобы помирить. Конечно, это средство возымело противоположное действие, и псы бросились друг на друга. Агнесса хотела их разнять и не выпустила, даже когда они опрокинули ее на спину и продолжали драться над ней. И все-таки она ни на секунду не подумала, что тот или другой может укусить и ее.
Дата: Воскресенье, 01 Января 2012, 11:10 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 7249
Статус: Offline
Шерстистые и бесшерстные воспитатели детей. - Глава из книги психолога Ольги Арнольд "Хвостатые психотерапевты".
"Чуткие собаки особенно ласковы с детьми любимого хозяина, словно они понимают, как дороги ему эти существа. И бояться, что собака причинит вред ребенку, - нелепо; наоборот, существует опасность, что собака, спуская детям слишком многое, может приучить их к грубости и неумению замечать чужую боль. Но обычно собаки умеют прекрасно уклоняться от слишком уж назойливого внимания детей - факт, обладающий значительной воспитательной ценностью; поскольку нормальные дети получают большое удовольствие от общества собак и огорчаются, когда те от них убегают, то они вскоре начинают соображать, как себя вести, чтобы собаки видели в них хороших товарищей. В результате дети... еще в очень раннем возрасте привыкают считаться с другими." К.Лоренц "Человек находит друга"
- Почему твои дети не гуляют с собакой? - спрашиваю я у одного своего коллеги, который сбегает с импровизированной вечеринки, потому что спешит домой обслужить своего любимого песика. - Я им не доверяю - у них нет никакого чувства ответственности! К тому же они еще маленькие... Интересно, а как разовьется у них чувство ответственности, если им не доверяют?
Кто должен о ком заботиться - дети о собаках или собаки о детях? Мы как-то привыкли больше читать о собаках-няньках, например, ньюфаундлендах, на которых спокойно можно оставлять маленьких детей. А не слишком ли много с нашими детьми нянчимся, не оставляя им никакой работы, связанной с ответственностью? Ведь есть и вторая сторона медали - когда дети ухаживают за своими питомцами, это помогает им вырасти людьми не только думающими, но и чувствующими. И особенно это важно сейчас, на рубеже столетий, в век бездушных машин и компьютеров - уж компьютер-то есть чуть ли не в каждом доме.
Согласно результатам американских исследователей, изучавших предпосылки развития наркомании у подростков, важными факторами, приводящими их к наркотикам, являются общая холодная атмосфера в семье и то, что они ни за кого не отвечают и ни о ком не заботятся - ни о младших сестренках и братишках, ни о четвероногих питомцах. Да дело не только в наркомании, но и в асоциальном поведении вообще.
Пример, который у меня перед глазами. Это семья моих знакомых, которая состоит всего из двух человек - Анны Михайловны и ее дочери Саши; отец Александры вроде бы когда-то существовал в природе и несколько лет даже платил алименты, но впоследствии куда-то сгинул. Двенадцатилетняя девочка умоляла маму о том, чтобы завести дома хоть какого-нибудь зверька - если не котенка, то хотя бы хомячка, ну пожалуйста! Суровая мама отвечала ей, что это блажь, что она, Саша, и так не убирает за собой, учебники и одежда у нее вечно разбросаны по всей квартире, не хватало им еще одного источника грязи... Целую неделю Саша честно наводила у себя порядок, но мать этого словно не замечала - ведь так и должно быть! Когда Саша снова поднимала этот вопрос, Анна Михайловна начинала кричать, что с такими отметками, как у дочери, нечего и думать еще об одном нахлебнике - она не двужильная, она и так одна тащит воз, а Саша - неблагодарное создание...
Прошло пять лет, и Александра превратилась в красивую девушку, но школу она так и не закончила - бросила. Ей скучно учиться, она не желает работать - больше всего на свете она не хочет походить на свою маму, деловую женщину, которая сделала прекрасную карьеру в столь неженской сфере, как строительство.
Чем Саша занимается? Нет, на панели она не стоит, хоть Анна Михайловна в сердцах и называет ее "проституткой". Она - птица более высокого полета, обретается в ночных клубах и прочих дорогих злачных заведениях, ездит со своими "поклонниками" исключительно на роскошных джипах. Дома бывает редко, врет матери напропалую, но пока вроде бы не колется... Я не буду здесь выводить прямолинейную мораль - Саша, мол, пошла по дурной дорожке, потому что мать ей запретила держать дома не только собаку, но даже крошечного хомячка. Просто Саша была обделена материнской лаской и лаской вообще - она росла без бабушек и дедушек, воспитывалась строгой матерью, которая сначала билась за выживание свое и дочери, а потом использовала на все 100 и даже 120 процентов открывшиеся перед ней в современной России возможности. Возможно, девочка Анне Михайловне где-то даже мешала - она, например, считает, что именно из-за дочери ей не удалось устроить свою личную жизнь, хотя я думаю, что в этом виноват ее характер - управляя подчиненными ей мужчинами на работе, она точно так же ведет себя и с поклонниками. И все же, может быть, если бы дома у Саши было какое-то живое существо, которое любило бы ее и и которому она смогла бы посвятить себя, положение было бы не столь катастрофично.
К тому же в умелых руках появление в доме четвероногого любимца могло бы превратиться в успешный педагогический прием. У Карен Робардс в романе "Полночный час" есть очень удачный пример - у его героини Грейс, воспитывающей в одиночку пятнадцатилетнюю дочь, возникли с нею проблемы. Как и многие подростки в переходном возрасте, Джессика в одночасье становится "трудным" ребенком: поздно приходит домой, пропадает в каких-то компаниях, забрасывает учебу. Наказания не помогают - да и не могут помочь, как мы узнаем из последних глав этой книги. Тогда друг Грейс детектив Тони находит очень простое и красивое решение: с разрешения матери он дарит девочке щенка - с условием, что она с этого момента будет себя хорошо вести. Все довольны: Джессика всю свою недолгую жизнь мечтала о собаке и теперь наслаждается ее обществом, разумеется, в стенах родного дома, мать не нарадуется на прекрасное поведение дочери, ну а щенок... естественно, ему хорошо, как и должно быть любому живому существу, когда его любят, холят и лелеют. Конечно, можно рассматривать этот подарок как подкуп - но кому от этого плохо?
А что касается гигиены - то обычно отношение к этому вопросу помешанных на чистоте матерей, вроде Анны Михайловны, основано на элементарном невежестве. Да, есть болезни, передающиеся от наших питомцев людям, но риск заболеть ими при соответствующем уходе минимален, он гораздо ниже, нежели возможность подхватить какую-нибудь заразу от представителей одного с нами вида. Это констатировано в одном из документов Всемирной организации здравоохранения: "...Правильно содержащиеся домашние животные приносят огромную пользу своим владельцам и обществу и ни для кого не представляют опасности". Очень важно то, что забота о животном учит человека по-настоящему любить - то есть не только требовать, но и отдавать. У меня была пациентка, которая с раннего детства много болела, и поэтому родные ее страшно баловали. Она выросла, выздоровела и превратилась в очень красивую девушку, но вылечить от невроза, который сопутствовал основному заболеванию, ее удалось очень поздно. Я видела перед собою взрослую женщину, не способную любить по-настоящему; с самых юных лет она привыкла, что те, кто ее любят, должны давать ей все и быть счастливыми от того лишь, что она существует и благосклонно им улыбается. К тому же у Вероники, девушки привлекательной и кокетливой, не было затруднений в установлении контактов с противоположным полом, но контактов очень поверхностных, то есть она была окружена поклонниками, но ничего серьезного не было.
Отсюда проистекали и ее представления о счастливом замужестве: она должна выйти замуж за человека богатого, который сможет ей обеспечить такой уровень жизни, который позволит ей как минимум два раза в год отдыхать за границей; к тому же ее будущий супруг должен быть хорошо образован, носить ее на руках, обожать ее и быть при этом хорошим любовником. Желательно при этом, чтобы он был мужчиной известным и видным. Он будет ее страстно любить, и она, конечно же, будет его любить в ответ. При этом она не сомневалась в том, что она такого спутника жизни заслужила - ну как же, ведь она красавица и умница! А вот свои обязанности она видела так: сопровождать мужа на светские рауты и изредка подавать ему легкие закуски. Она даже согласна была подбирать ему галстуки... И при этом не понимала, что все это не имеет к любви никакого отношения.
Конечно, здесь невооруженным глазом виден инфантилизм, незрелость эмоций. Совершенно очевидно также, что Вероника не имела представления о реальных отношениях между мужчиной и женщиной, что неудивительно, потому что отца, который служил на далеком севере, она в детстве видела примерно раз в год и воспитывали ее мать и тетушки. Но как ей помочь? Как - пусть это будет громко сказано - научить ее любить? Скорее всего, уже поздно, время упущено... И тут я вспомнила, что у маленькой Вероники был любимый хомячок, который погиб от солнечного удара; она тогда долго переживала и плакала, память об этом детском горе осталась с ней надолго. По мере того, как невроз отступал, у Вероники оставалось в душе пустое место, заполненное ранее болезненными переживаниями. А что если воспользоваться этим, уговорив ее взять домой какого-нибудь зверька?
Конечно же, я прямо об этом ей не сказала - в таких случаях давить никак нельзя. Исподволь я заводила разговоры о том, как приятно общаться дома с теплым и мягким существом, показывала ей фотографии, давала видеокассеты с фильмами о животных. Постепенно Вероника "дозревала" до этой мысли и, наконец, свершилось: у соседей-заводчиков она приобрела породистого котеночка-перса. Теперь все внимание и ее, и ее матери, и ее тетушек сосредоточилось на кошечке, которую баловали всем семейством, однако основные заботы о ней легли на плечи Вероники. Так в двадцать восемь лет она впервые (не считая того злосчастного хомячка) получила на свое попечение живое создание.
- Я и не представляла себе, что это такое счастье, когда у тебя дома живет кошка! Вы мне говорили, что так будет, но я не верила - это надо испытать на своем опыте.
Не все шло гладко, Вероника совершала все ошибки, которые делают неопытные хозяева: то перекармливала кошечку, то кормила не тем, то неправильно ухаживала за ее шерсткой. Но постепенно все наладилось, и теперь красотка Бланш - полноценный член семьи.
Прошло два года. Из толпы своих поклонников (сильно, надо сказать, со временем поредевшей) Вероника выбрала красивого, умного, образованного - но не богатого и не знаменитого. Зато он ее любит, готов носить на руках - и она, как утверждает, в него влюблена по уши. Правда, ее любовь к этому молодому человеку крайне эгоцентрична, если не сказать эгоистична, как и она сама - но ведь сложившуюся личность не переделаешь вот так, за несколько сеансов психотерапии, и кошечка, хоть и прекрасный помощник, но далеко не всесильна.
Впрочем, это вообще непосильная задача - переделать взрослого человека, только сам человек может в себе что-то изменить, но это большая работа; надеюсь, что Вероника уже твердо стоит на этом пути, хотя я не склонна переоценивать ее преображение. Одно я знаю точно: Бланш - это первое существо, которое она любит совершенно бескорыстно. Надеюсь, не последнее.
Как видите, лучше поздно, чем никогда. Но еще лучше - раньше. То есть еще до рождения ребенка родители должны готовиться к этому событию - и даже до того, как он окажется в мамином животике. Собственно говоря, планирование семьи - это действие, совершенно ординарное для супругов на Западе и крайне редкое пока у нас; увы, чаще всего наши люди принимают такое решение чисто эмоционально, мало считаясь с реальными обстоятельствами - а нередко счастливое событие происходит вообще совершенно случайно. А ведь воспитание щенка - это модель воспитания ребенка, и если у супругов есть какие-то сомнения относительно того, нужен ли им ребенок и как его растить, то имеет смысл проиграть все на живой модели. Ведь щенка надо кормить по часам, как любого детеныша, в том числе и человеческого; за ним надо ухаживать, с ним надо гулять, ему надо делать прививки и вообще периодически показывать врачу, то есть ветеринару. На примере выращивания собаки супруги учатся распределению обязанностей: кто-то выгуливает, кто-то выкармливает, какие-то заботы распределяются на двоих. Такая подготовка к родительской роли довольно широко распространена, например, в Америке, но у нас практически неизвестна.
Моей приятельнице Светлане повезло (или не повезло, смотря с какой стороны смотреть): она испытала на себе такую психотерапевтическую модель, сама того не желая. Она вышла замуж в двадцать лет за своего однокашника и забеременела вскоре после получения диплома, к их обоюдной радости. Однако эта беременность закончилась выкидышем, и супруги решили попытаться снова завести ребенка через год, благо со здоровьем у Светы особых неприятностей не было. А пока Светлана принесла в дом (они жили отдельно от родителей) щеночка - в ее семье всегда были собаки, и жизни без них она себе не представляла. Однако отношения между супругами стали портиться, у них все время возникали ссоры по разным поводам, но особенно часто - из-за песика.
Муж, например, страшно злился из-за того, что щенок делал лужи по всей квартире, и жестоко его за это наказывал, к величайшему негодованию жены. В конце концов они расстались, подросшая собака перекочевала к родителям Светы, а сама она занялась карьерой, и весьма успешно.
Через несколько лет после развода она заняла высокое положение в одном из новых журналов; ей уже было далеко за тридцать, когда она снова вышла замуж - на этот раз за своего коллегу. Новая собака пришла в ее квартиру вместе с мужем - это была очаровательная такса с очень вредным характером, а родить ребенка они решились еще через два года. На этот раз отношения между супругами сложились чуть ли не идеальные, а Борис оказался прекрасным отцом - несмотря на загруженность на работе, он никогда не отказывался помочь Свете, вставал ночами к плачущей дочке и гулял с ней дольше, чем мама и бабушка вместе взятые. Сотрудница Светланы, которой не так повезло в жизни, как ей, как-то в сердцах воскликнула: - Ты молодец, Света, что завела сначала собаку, а потом ребенка! У меня и сын заброшен, и муж налево смотрит, и пес от рук отбился... Возможно, что появление на свет ребенка укрепило брак Светланы и Бориса, потому что они к этому времени уже созрели как личности и были готовы к родительской роли. Но то, что они, будучи людьми очень занятыми, легко и просто справлялись с капризной и своевольной собакой, уход за которой был им не в тягость, помогло преодолеть сомнения - ведь они оба были уже не молоды, к тому же у Бориса рос сын от первой жены.
Кстати говоря, некоторые доходят до этого своим умом (всегда хорошо, когда интеллект имеется в наличии). Убежденный холостяк Станислав, проживший до сорока лет в гордом одиночестве и вкусивший все плоды, доступные свободному мужчине, стал задумываться - а не пора ли ему завершить ему этот этап жизни? Конечно, очень многие женщины "почли бы за честь" стать его избранницей - кроме всего прочего, он был генеральным директором крупной фирмы. Но его мало интересовали разные посвистушки, тем более что прекрасная кандидатка в жены у него была - его возлюбленная, которая была с ним последние три года; впрочем она и не скрывала своего желания выйти за него замуж или хотя бы родить от него ребенка, но Стас все сомневался. Но неожиданно он приобрел щеночка, к удивлению всех своих знакомых.
- Станислав Тимофеевич, - спросила его доверенная секретарша, - как вы справитесь - ведь щенка в таком возрасте надо кормить шесть раз в день, а у вас рабочий день ненормированный? - Но должен же я проверить, могу ли я ком-то заботиться, - ответил он и продолжал составлять список предметов первой необходимости для щенка, сверяясь со справочником.
Но вот ребенок появился наконец на свет - неважно, запланированно или нет. Он растет, развивается, открывает для себя мир - и счастливо то дитя, которое растет на природе и среди животных!
Наверняка практически все мои читатели знакомы с замечательными книгами Джеральда Даррелла, посвященными нашим братьям меньшим. Ему крупно повезло - большую часть своего детства и отрочества он провел на греческом острове Корфу, который в его воспоминаниях предстает почти как рай земной, где человек живет в тесной взаимосвязи со всеми пташками, букашками и прочими живыми тварями:
"За окном меня ждали просторные оливковые рощи, наполненные звоном цикад, виноградники на склонах, разделенные замшелыми каменными стенами, по которым сновали расписные ящерицы, густые заросли миртов, усеянные насекомыми, и каменистая пустошь, где стайки нарядных щеглов с радостным свистом перепархивали с одного цветка чертополоха на другой".
И в путешествиях по этому райскому уголку вселенной мальчика сопровождал его верный пес: "Роджер был для меня идеальным спутником, его привязанность не переходила в навязчивость, храбрость - в задиристость, он был смышлен, добродушен и весело сносил все мои выдумки." (Дж. Даррелл, "Моя семья и другие звери").
Совершенно неслучайно он вырос натуралистом и известным защитником животных. Впрочем, даже если бы он превратился бы просто в законопослушного гражданина, ничем особенно не выделяющегося из толпы, все равно он никогда бы не стал бы мучить животных - и людей, надеюсь, тоже. Подросток, у которого дома небольшой зверинец, никогда не станет издеваться над собаками или выбрасывать из окна кошек, проверяя, с какого этажа они должны упасть, чтобы разбиться насмерть - они понимают боль животных, чувствуют ее.
Конечно, из этого правила тоже бывают исключения, но они редки; как правило, они связаны с психопатологией или переадресованной агрессией - если ребенка бьют родители, то не стоит удивляться, если он будет бить свою собаку, которая точно так же зависит от него, как он от мамочки-алкашки.
Джеймса Хэрриот в "Собачьих историях" рассказал историю "отпетого" мальчишки, росшего в неблагополучной семье и всячески изводившего все мирное население маленького городка. Его никто не любил, и он тоже никого не любил, за одним исключением - у него была маленькая собачка, ради которой он был готов на все что угодно. Увы, щенок заболел, и для того чтобы обеспечить ему должный уход и лечение, парнишка начал работать. Но несмотря на его заботы и все старания ветеринара, песик погиб - и сейчас собачья чума бывает смертельна - и подросток покатился по наклонной плоскости; он стал воровать, угонял автомобили и в конце концов попал за решетку. Кто знает, как бы повернулась его жизнь, если бы собака осталась жива?
Если маленькие дети грубо и жестоко играют со своими любимцами, то это происходит потому, что они еще не осознают, что собачке или кошечке тоже бывает больно. Им это надо объяснять. От того, насколько хорошо родители смогут дать понять ребенку, что животные испытывают такую же боль и такие же неприятные ощущения, как и мы, люди, зависит, каким он вырастет: чувствительным или жестоким, деликатным или грубым. Казалось бы, воспитание в таком духе элементарно просто, но это только на первый взгляд.
Конкретный пример: на прогулке мама с трехлетним мальчиком встречают маленькую собачку, которая самозабвенно играет с другими детьми. Карапуз подходит к ней и со всего маху бьет ее лопаткой по голове. Собачка, слава Богу, не набрасывается на обидчика, а с визгом мчится к хозяйке. Мамаша же наблюдает за этой сценой с улыбкой и ничего не говорит по этому поводу своему отпрыску, как будто так и надо. Интересно, как она будет реагировать, когда подросший сынок поднимет руку уже не на собаку?
Но это когда еще будет... Впрочем, при чересчур интенсивном общении с детьми хорошо воспитанные четвероногие сами легко находят выход из ситуации: они просто сбегают, но не откусываются; ведь для высших млекопитающих любой детеныш - табу, трогать его нельзя. Как-то раз на дачу к родителям моего мужа приехал их двухлетний внук, и через пятнадцать минут общения здоровенный доберман Гриша и простой полудикий кот, в обычное время не дружившие, сидели рядышком на чердаке, с опаской поглядывая вниз - их маленький мучитель еще не научился подниматься по крутой лестнице.
Крайне редко собаки, наверное, слишком тесно сталкивавшиеся с "вождями краснокожих", не любят детей, но обычно они предупреждают заранее, чтобы к ним не приближались. Но когда в доме живут малыши, то домашние питомцы чаще всего с удовольствием участвуют в совместных развлечениях, иногда весьма бурных, а когда взрослые их растаскивают, то, отдышавшись, снова возвращаются к юному "извергу", чтобы продолжить игру.
Характерно поведение кошки Ю-ю, увековеченной А.И.Куприным: когда ее "дружок и мучитель" Коля заболел, то она дежурила днем и ночью под его дверью и оставила свой пост только тогда, когда каким-то своим сверхъестественным чутьем поняла, что кризис миновал, и в состоянии мальчика наступил перелом к лучшему.
Конечно, наши четвероногие нас ревнуют, и эта ревность характерна для них не меньше, чем для людей. Кстати говоря, их поведение при появлении в доме новорожденного можно сравнить с поведением старших детей: и те и другие не понимают, почему все внимание родителей (а для собаки хозяева - те же родители) целиком переключилось на какое-то несуразное и вечно кричащее существо, и не желают с этим смириться. Идеальный выход в такой ситуации - когда собака и старший ребенок тесно сближаются, и это помогает им обоим приспособиться к изменившимся обстоятельствам.
Хотя вокруг нас постоянно бродят слухи в духе "МК" о том, что где-то собака якобы загрызла младенца, но достоверных фактов очень мало. Но вполне допускаю, что это может быть: слишком часто у нас в квартирах держат собак, выведенных совсем для других целей, и к тому же не занимаются их воспитанием. Пит-буль или стаффордшир, у которых мирное расположение духа мгновенно сменяется агрессией, да еще у хозяев, которым они нужны исключительно для престижа, потенциально опасны для всех, и оставлять наедине с такой собакой крошечное существо я бы никому не посоветовала - если, конечно, родители не опытные кинологи, которые на сто процентов уверены в своих питомцах. Но ревнуют ведь не только собаки. Случай, когда старшая дочь из ревности едва не выбросила в окно свою крошечную сестричку, произошел, увы, в семье моих близких знакомых...
Во всех неприятностях такого рода виноваты не только ревнивые создания, но и взрослые люди, которые из-за занятости или просто элементарного невежества полностью переключаются на грудничка, забросив все остальное. Известно, что трещины в супружеских отношениях часто возникают именно после родов, когда жена вся поглощена своей новой ролью и муж ощущает себя ненужным - чего же говорить тогда о менее разумных членах семьи, для которых внимание гораздо важнее? Как детей, так и домашних питомцев надо готовить к появлению в доме нового существа. Собаку надо познакомить с колыбелькой, с коляской, с детскими вещами, с незнакомым запахом, наконец...
Особенно важны для дальнейшего мира в семье первые дни с момента появления младенца в квартире, когда происходит привыкание и адаптация всех ее обитателей к изменившимся условиям существования. В этот критический момент взрослые ни в коем случае не должны забывать они старших детях, ни о лохматых и хвостатых домочадцах - для них обязательно нужно найти время, приласкать их, показать им, что их все так же любят. Если этот период пройдет успешно, значит, все наладится.
Конечно, как и среди нас, людей, так и среди собак и кошек попадаются более и менее ревнивые экземпляры. Кстати, сучки обычно ревнуют гораздо сильнее, чем кобели - еще бы, они же женщины! Может быть, справиться с этим "зеленоглазым чудовищем" вам помогут последние главы этой книги, где я пишу об основах дрессировки. Но, как и в мире двуногих, среди четвероногих попадаются порою особо одержимые ревностью существа. К сожалению, некоторые хозяева, защищая свое потомство, безжалостно бьют недавних любимцев, а то и просто выкидывают их на улицу, не задумываясь о своей доле вины в их поведении. Согласна, бывают случаи, когда с четвероногим бывшим другом приходится расставаться - но позаботьтесь о том, чтобы он попал в хорошие руки.
С одной моей коллегой и ее собакой произошел уникальный случай: пес взбунтовался, когда каким-то образом почуял, что его хозяйка беременна; у него буквально "крыша поехала", он перестал слушаться, отказывался возвращаться домой, огрызался. Его отдали егерю на кордон, что, наверное, для всех оказалось наилучшим выходом: ведь пес (ирландский сеттер) был охотничий, и он попал в свою стихию. А его бывшая хозяйка с тех пор держит дома только кошек - любимых кисок своей дочки Тани.
Для маленькой Танечки Муся и Багира - не просто одушевленные теплые и мягкие игрушки. То, что они живые, то, что они любят ласку и напрашиваются на поглаживание сами, то, что они обожают "обниматься" со своей юной хозяйкой и тереться о ее ноги, громко мурлыкая от удовольствия, приносит ей ощущение того самого телесного и душевного комфорта, без которого ребенок не может нормально развиваться. Впрочем, не будем сейчас на этом останавливаться, потому что мы этот вопрос подробно уже разобрали в предыдущей главе.
Щенок или котенок для ребенка - это непременный участник его игр и вообще его товарищ, которому поверяют очень многое. Игры как для человеческих детей, так и для детенышей высших животных - очень важная часть процесса развития. Впрочем, те млекопитающие и птицы, у которых достаточно развит интеллект и у которых после поисков еды и удовлетворения других первоочередных потребностей остается много свободного времени, часто посвящают его игре - как мне кажется, просто в поисках удовольствия, положительных эмоций. От них мало чем отличаемся мы, люди, готовые на очень многое в поисках развлечений - это ведь те же игры. Домашние питомцы как партнеры в играх, особенно в играх подвижных, развивающих, на мой взгляд, просто незаменимы, при этом создается впечатление, что играть им нравится не меньше, чем детям. Кроме, конечно, старых солидных животных, которым уже не до игр - возраст не тот.
Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты, они общаются с ними как со своими сверстниками, разговаривают с ними, поверяют им свои тайны. Кошка или песик, в отличие от родителей, которым вечно некогда, всегда их выслушают и поймут! И в отличие от сверстников, они никогда не сплетничают и не ябедничают. В общем, в чем-то они идеальные собеседники - во всяком случае, идеальные слушатели. Как и для взрослых, наши домашние любимцы для детей - мощнейший инструмент для снятия стресса.
И это имеет особое значение, когда ребенок исходно невротизирован, а сейчас детей с отклонениями в деятельности центральной нервной системы, увы, все больше и больше. Впрочем, и многие здоровые дети боятся, например, темноты или одиночества, и присутствие пушистого друга помогает избавиться от этих страхов и не дают им перейти в настоящую фобию.
Для детей идеальный способ повысить самооценку - это заняться дрессировкой своей собаки. Сознание того, что четвероногий младший брат выполняет твои команды, поднимает ребенка в своих собственных глазах. Впрочем, не только в своих. Вспомним всем известный фильм "Бетховен" - когда девочку повсюду сопровождает огромный сенбернар, она поднимается сразу на несколько ступенек вверх в подростковой иерархии, на нее начинают обращать внимание мальчики. А постоянное общение с домашними животными с юных лет позволяет постичь навыки невербального (то есть неречевого) общения и развивает интуитивное постижение мира.
Обычно дети готовы удовольствоваться котом или песиком, этого вполне достаточно, чтобы обеспечить ребенку эмоциональный комфорт. Но некоторые отдельные папы и мамы, бывает, уступают настояниям своих отпрысков и заводят дома чуть ли не целый зверинец.
Ах, эта знаменитая московская "Птичка" (для немосквичей поясняю: это "птичий рынок", где торгуют всевозможными животными) - наверняка все мы там побывали! Спрашивается, а зачем нам зоопарк на дому? Конечно, без него вполне можно обойтись, но... Общаясь со своими зверями, человек, даже самый юный, удовлетворяет свою любознательность и чувствует свою неразрывную связь с природой, что особенно важно для выросших в городе детей, которые и корову-то видели только по телевизору.
В самой середине шествия выступал мальчик с ручным скунсом на поводке. Вокруг него оставалось обширное свободное пространство. Его-то уж никто не толкал! Были здесь еще кролики, утки, гуси, цыплята, пара хрюшек и целое стадо чистокровных телят. С нами шел также маленький мальчик с литровой банкой с водой, в которой плавала стайка головастиков, в руках." ("Совы в доме").
Конечно, все эти животные (впрочем, по счастью, никто в городской квартире не будет держать коз и телят) причиняют много хлопот, особенно родителям. Хомячки, вырвавшись на волю, перегрызают всевозможные провода, ручные крысы строят себе гнезда в платяном шкафу, а неядовитые полозы имеют склонность просачиваться в мельчайшие щели и объявляться в чужих квартирах, доводя соседей, незнакомых с герпетологией, чуть ли не до инфаркта. Но это все такие мелочи по сравнению с тем удовольствием, которое нам доставляют наши четвероногие и прочие питомцы. А положительные эмоции, как мы уже выяснили, лечат сами по себе, и поэтому общение с животными особенно необходимо ослабленным и больным детям.
... Когда мы с Глафирой выходим во двор, к нам отовсюду бегут дети с криками: "Глаша, Глаша!" - и наперебой стремятся ее погладить. Ласковая собачка, она обычно это позволяет - в присутствии хозяйки, конечно. Позволяю это и я. Пусть меня осудят те, кто считает, что хорошо воспитанная собака не должна разрешать до себя дотрагиваться чужим людям, но я иду на это совершенно сознательно. У меня прекрасная память, и я помню всех собак, с которыми мне довелось пообщаться в детстве, и то, какую радость это мне тогда доставило. Разве можно не поделиться радостью? " (автор: Ольга Арнольд)
Дата: Четверг, 19 Января 2012, 15:20 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 7249
Статус: Offline
Маленькие дети прекрасно понимают собак
О чем мы думаем, глядя на малышей? В большинстве случаев нас охватывает умиление от вида несмышленышей, которым еще так много предстоит узнать в жизни. Однако, по мнению американских психологов, взрослые в некотором роде недооценивают маленьких детей. Так, например, уже в полугодовалом возрасте малыши способны понимать… собак.
Разумеется, речь идет не об общении в широком смысле этого слова, а об эмоциональной окраске звуков, издаваемых животными. В рамках работы ученые проводили следующий тест. Детям, которым было всего 6 месяцев, давали прослушать агрессивные и добрые звуки собак. Затем детям показывали картинки агрессивно и дружелюбно настроенных собак, которых они раньше не видели.
Кстати, недавно в Японии создан переводчик с языка собак. Переводчик был создан на основе длительных совместных исследований кинологов и акустиков; в результате выявлены и могут распознаваться шесть основных эмоций, которые собака желает передать своим лаем.
Далее исследователи определяли выбор ребенка по количеству времени, которое он смотрел на ту или иную картинку. Оказалось, что дети, слушая записи, большую часть времени смотрели на правильные картинки.
Ученые подчеркивают, что несмотря на кажущуюся простоту проведенного опыта, новые результаты позволяют лучше понять, каким образом маленькие дети так быстро обучаются. Психологи отмечают, что понимание окружающего мира у маленьких детей начинается именно с эмоций.
Между прочим, как отмечает Lenta.ru, ранее ученым удалось установить, что кошки способны мурлыканьем управлять хозяевами. В частности, в мурлыканье могут содержаться высокочастотные звуки, которые напоминают плач младенцев. В результате хозяева вынуждены прислушиваться к своим питомцам.
Дата: Суббота, 09 Июня 2012, 12:19 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 7249
Статус: Offline
Воспитание детей и животные
Вообще приучение ребенка с детства к общению с животными очень благотворно влияет на многие процессы развития. Есть даже целое направление психологии - анималотерапия, которое помогает решить ряд психологический проблем через общение детей с животными. Но вначале мы поговорим о другом аспекте этой проблемы.
Зная о пользе,которое приносит общение детей с животными, многие родители необдуманно приобретают собаку, кошку, хомячка или другое живое существо. И вот тут-то они сталкиваются различными непредвиденными проблемами, из-за которых мама и папа порой... отдают животное в другие руки, или, того хуже, вообще выбрасывают на улицу. Ведь, если завести, например, щенка, то выясняется, что за ним нужно постоянно убирать, а родители не хотят лишних хлопот. А ребенок еще не в состоянии ухаживать за ним, и все сложности падают на маму или папу. И иногда оказывается, что им это совсем не нужно, и от животного стараются избавиться. А какая травма это для детской души, легко себе вообразить.
Кроме того, многие родители, бездумно беря животное, не отдают себе отчет в том, что многие животные опасны не только для детей, но и для взрослых. Поэтому ни в коем случае не забывайте про такой аспект, как безопасное общение с животными. Даже кошки царапаются и больно кусаются, а собаки часто проявляют агрессивность. Бывают даже крайне трагические случаи, когда собака нападает на ребенка и калечит его. Непосредственность детского восприятия не позволяет адекватно оценить опасность общения с животными, и это может кончится плачевно. Представьте себе, даже маленький хомячок может создать проблемы! А неопытные родители, не осознавая предстоящих сложностей, заводят животное в надежде на то, что ребенок получит пользу от общения с ним, а выходит только вред.
Поэтому именно родители должны осознать всю ответственность такого поступка. Они в ответе как за сохранность своих детей, так и за животное, которое они берут в дом. Напротив, излишние страхи, нежелание возиться с животным толкает многих родителей на запрет на него, а ребенок из-за этого страдает, особенно если ему очень хочется иметь собаку или хотя бы попугайчика. А ведь воспитание детей и животные - вопрос немаловажный. Здесь требуется найти оптимальное решение и очень трезво оценить все за и против приобретения домашнего питомца и какого именно домашнего питомца. Выбор животного, пожалуй, одна из первых сложностей в этом вопросе.
Один ребенок хочет завести черепаху, она ему интересна своими повадками, поведением, внешним видом, другой кошку, третий - птичку или хомячка, четвертый.... не удивляйтесь и не улыбайтесь - даже слона. Ну увидел он его в зоопарке и малышу очень захотелось завести слона. Поэтому желательно перенаправить выбор ребенка на такое животное, которое устроит обе стороны - и вас, и ребенка. Например, многие дети мечтают о собаке, возможно, об овчарке или доге. Но именно родители должны знать, что овчарки довольно нервные собаки и могут укусить ребенка при игре, а доги очень вялые и очень сильные, ребенок не будет в состоянии выгуливать их - он просто не удержит такую собаку. Даже болонки, с виду маленькие, безобидные, могут быть очень агрессивными и кусачими и резко отвечать на неправильные действия ребенка.
Вы не сумеете постоянно контролировать контакт животного с ребенком. Это вы должны хорошо запомнить. Вы не можете порой даже предвидеть, что может случиться в вашем отсутствии. К тому же вам нужно будет воспитывать уже не только ребенка, но и животное. Поэтому можно посоветовать сперва очень тщательно ознакомиться с тем домашним питомцем, которое вы все же решили приобрести, узнать все его повадки и способы его воспитания, поинтересоваться у разных людей, имеющих богатый опыт общения с таким животным, а также опыт общения детей и животных, и лишь после этого принимать решение.
К тому же вы должны внимательно присмотреться и к желанию ребенка. Не является ли это быстро проходящим капризом, некой блажью? Серьезна ли эта любовь детей к животным? Ребенка с самого начала нужно приучить к мысли, что животное - это не игрушка. Это с игрушкой можно поиграться, а потом закинуть за ненадобностью куда подальше. За игрушкой не надо ухаживать, причем постоянно, постоянно трудиться, а порой и чувствовать дискомфорт. Необходимо выяснить, в состоянии ли ваш ребенок ухаживать за животным в меру своих сил. Причем ухаживать постоянно. Вы можете лишь помогать ребенку, но не следует возлагать весь уход и содержание домашнего любимца только на себя. Иначе какая будет польза в приобретении животного? Да, конечно, будет радость ребенка при общении с кошкой или птичкой, но полезные навыки у него не появятся.
А ведь сколько полезного может ребенок подчерпнуть из общения с животным и содержании его! Прежде всего, общение детей с животными учит их ответственности за того, кого приручил. Это делает его более взрослым, более чутким, заботливым. Через общение с животным он познает, что его эго, его желания должны согласовываться с другими эго, с другими желаниями и придется в чем-то жертвовать, в чем-то уступать, в чем-то понимать желания и потребности другого живого существа. Кроме того, он учится и невербальному общению. В контакте с животными дети учатся не только брать от окружающего мира, но и отдавать, не только получать любовь других, но и отдавать свою любовь, сопереживать, тоньше и глубже чувствовать. Поэтому в любом случае родителям не стоит пренебрегать такой областью, как общение детей с животными.