Добрые Руки
место встречи собак и кошек
с будущими хозяевами

поиск хозяев брошенным животным и потеряшкам
Найти на сайте
Войти

Поддержать сайт

поддержите нас!

Поддержите нас! Помогите нам искать дом брошенным животным! Цели и финотчет
ИСТОРИИ БЕЗ КОНЦА
Бесконечные истории - истории без конца. Здесь очень ждут happy end, и для счастливого продолжения не хватает именно вас.
ОПРОС
Ваша задача на этом сайте
Всего ответов: 16622
ПОМОГАЕМ ПОМОГАТЬ

Приют кошек Вчерашние Любимцы

приют кошек Вчерашние Любимцы

познакомьтесь поближе...
Мы в соцсетях
Группа сайта ВКонтакте
Статистика
[ Новые сообщения · Участники · Общие Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Полезности » Институт благородных девиц » Разрушительное поведение у собак и его коррекция (Причины и методы исправления деструктивных форм поведения)
Разрушительное поведение у собак и его коррекция
upuskaДата: Понедельник, 26 Ноября 2012, 22:38 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 7252
Статус: Offline
Деструктивное или разрушительное поведение собаки

Возможными причинами деструктивного поведения наших собак могут быть следующие: все виды стресса, в том числе и страх одиночества, исследовательское поведение, игровое поведение, неудовлетворение каких-либо потребностей, физиологическое состояние собаки и некоторые болезни, привлечение внимания, инструментальность (привычность) этого поведения или неправильное кормление.

Выраженность разрушительного поведения может определяться породой, ранним опытом щенка и воспитательными способностями владельца.

Находясь в одиночестве, т.е. испытывая социальный стресс, собака пытается снять имеющееся беспокойство, совершая действия связанные с положительными эмоциями или привычные действия. Для того чтобы корректировать разрушительное поведение, вызванное страхом, иногда бывает достаточным устранить первопричину (см. Страхи. Природа и причины.).

Деструктивное поведение молодых собак часто бывает следствием исследовательской и игровой потребностей. Дети разбирают игрушки или «ломают» бытовые приборы вовсе не из вредности, а только потому, что «чтобы узнать вкус пудинга, надо его съесть». Другого пути нет! А у собак к тому же функции рук выполняют не лапы, а пасть, в которой пальцами считаются зубы. А исследовать крайне необходимо. От этого зависит правильность текущего и прогнозирование правильного будущего поведения. И для всего для этого надо знать свойства внешнего мира.

Играть тоже необходимо и тоже крайне важно. Игра для зверья, это большая школа. Во время игры и путем игры животные обучаются всему тому, что понадобиться им в будущем: охотиться, оборонятся, нападать, быть половым партнером и т.д. Зоопсихологи называют этот процесс «приобретением превентивной вооруженности». Понятно, что для игры нужны игровые партнеры или игрушки. Если нет подходящих, сойдет все, что ни попадя – начиная от обуви и заканчивая ножками мебели.

Нам может показаться незначительной важность привлечения внимания как причины деструктивного поведения, однако это далеко не так. Весь день, промаявшись в одиночестве, что получает молодая собака вечером? Ну, минут пятнадцать! Затем мы моем полы, стираем белье, смотрим телевизор, пьем пиво, воспитываем детей, пишем, читаем или, что называется, отдыхаем и т.д. и т.п. не замечая существования почти себе подобного о четырех ногах! Т.е. социальный стресс нашей собаки продолжается! Поэтому они очень быстро понимают, что прекратить его можно, схватив тапочек, шапку, подушку, чего-нибудь со стола или захрустев ножкой стула. Вы мне можете возразить, что собака в результате такого поведения добивается негативного внимания: на нее кричат, рычат, ее шлепают и всячески «наказывают». Но, давайте, обратим внимание на то, что нежелательное поведение не исчезает, не смотря на наши наказательные действия. Это происходит потому, что, во-первых, ваше внимание для собаки важнее, чем то, что вы считаете «наказанием». А, во-вторых, то, что вы считаете «наказанием» таковым для собаки не является, так как зачастую (ну очень часто!) не превышает порога ее болевой чувствительности. Вот так!

Если какая-либо потребность организма не может быть удовлетворена, организм от этого радости не испытывает, а даже наоборот. В такой ситуации и мы, и наши собаки стараемся снизить состояние неудовлетворения (внутреннего конфликта) тем, что ставим легко достижимые цели, быстренько их достигаем и … успокаиваемся. Т.е. мы переадресуем свои желания, активность, в том числе и двигательную. Такое поведение называют «замещающим» или «переадресованным» поведением и оно значительно облегчает нашу жизнь. Когда мы утром оставляем собаку одну, мы, по сути дела, оставляем ее так: один на один со множеством неудовлетворенных потребностей – исследовательской, игровой, двигательной, социальной и т.д. Так что у собаки есть все основания испытывать состояние дискомфорта и есть право делать то, что она делает.

Кстати, есть еще одна потребность, крайне неудовлетворенная у наших собак – потребность грызть. То, как мы кормим наших собак, весьма не адекватно их природе. В естественных условиях и ближайшие родственники собак, и сами дикие собаки едят очень грубую пищу. И чтобы почувствовать себя сытыми им надо много грызть и жевать. В почти такой же ситуации находятся наши дети, но тут мы отыскали выход и успокаиваем мускулатуру их рта пустышкой. Хорошо бы предложить то же самое и собакам.

Причинами разрушительного поведения могут быть также физиологическое состояние собаки и некоторые болезни. Чаще всего пик разрушительной активности собак приходится на период смены зубов. С одной стороны, жевание прекрасный способ избавиться от качающихся молочных зубов, с другой стороны, это хорошо успокаивает зуд десен. У взрослых собак повышенная грызущая активность может быть вызвана воспалительными процессами ротовой полости, заболеваниями, сопровождающимися воспалением желудка или кишечника. Недостаток некоторых веществ в рационе, заставляет собак искать их под обоями, в стенах, обуви или книгах.

Если поведение по перечисленным выше причинам оказалось однажды полезным, оно запоминается и повторяется, т.е. инструментализируется и становится привычным. В связи с привычностью легко воспроизводится в соответствующей обстановке, но бороться с таким поведением труднее всего.

Замечено также, что чем возбудимей собака, чем чаще возникает проблема разрушения. Щенки флегматики большую часть своего времени активно неподвижны. На выраженность разрушительного поведения собаки значительное влияние оказывают воспитательные приемы ее владельца. Чем меньше мы тратим времени на воспитание, тем больше придется его тратить на коррекцию поведения.



Коррекция разрушительного поведения



Метод 1. Формирование отсутствия нежелательного поведения.

Этот метод наиболее подходящ для щенков, но некоторые его элементы могут быть использованы и для коррекции поведения взрослых собак. Смысл его заключается в том, что вы активно формируете правильное поведение щенка.

Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы со щенком большую часть его активного времени кто-нибудь находился. И не просто находился, а играл бы с ним в дозволенные игры и дозволенными игрушками.

Заметив, что собака пытается заниматься недозволенным делом, тут же предложите ей игрушку и игру с ней. На подрощенного щенка, застигнутого на месте преступления, можно прикрикнуть, о то и шлепнуть, но сразу же предложить игру. Если вы дома, провоцируйте ситуацию - оставляйте доступными привлекательные для щенка предметы и вовремя пресекайте его попытки заняться ими, тут же предлагая свой вариант поведения. Не просто запрещайте (отменить игровую мотивацию невозможно, она генетически запрограммирована), но предлагайте другой путь ее удовлетворения. Кстати, не жалейте времени! Чем чаще вы занимаетесь воспитательными играми, тем более будет гарантировано правильное поведение собаки.



Метод 2. Устранение возможности совершения нежелательного поведения
Самый простой путь не научить собаку жевать все, что ни попадается ей под ноги, предотвратить доступ к ценным и опасным предметам. Поднимите провода повыше, уберите с низких столиков, диванов и кресел пульты управления и личные вещи, уберите обувь в шкаф и закройте плотно двери. Поставьте мусорное ведро подальше. Держите двери закрытыми. Приучите себя к порядку и хвалите собаку по настоящему, когда она жует свои игрушки.

Пока ваша собака еще не уничтожила дом и прилегающую к нему территорию, можно предотвратить это, ограничив ее свободу, когда вы отсутствуете. Поместите ее в клетку, вольеру, на балкон (если он приспособлен для этого!), в отдельную комнату (но не в ванную или туалет!), короче туда, где нет особо ценных вещей. Буквально «засорите» эту комнату игрушками. Смысл такой акции заключается в том, что если жевать нечего, то придется научиться жевать игрушки.

Иногда помогает и намордник, особенно если его трудно снять, а вы уходите не на долго.



Метод 3. Устранение или снижение мотивации
Запретить потребности, которые приводят к деструктивному поведению мы не в силах. Но мы можем снизить их величину или повысить величину других потребностей, что заставит собаку заниматься безопасными формами поведения. Например, уходя на работу, создайте у собаки выраженную потребность в отдыхе - утомите ее (утомите!) прогулкой так, чтобы, придя, домой она хотела только одного - спать. Это, конечно, потребует от вас дополнительных усилий и времени, но зато сохранит не одну пару обуви, да и просто будет полезным для вашего здоровья. Оставляемый в одиночестве щенок должен быть сыт, чтобы не возникло в ваше отсутствие пищедобывающее поведение. Накормив щенка, перед уходом можно еще раз наполнить ее пищей или оставить хорошую мясную кость или, на худой конец, сухожильную фирменную кость. Но бывают случаи, когда щенка слишком хорошо кормят, и ему нет необходимости долго мусолить мослы. В таком случае, наоборот, не кормите его, или покормите немного, чтобы у него появилось желание заниматься костями. Скомпенсировать же отмененное кормление можно по возвращению.

Снизить зуд в деснах, возникающий при смене зубов, помогут морковь, яблоки, собачье печенье, упругие игрушки и кости.

Удовлетворить игровую потребность может большое количество разнообразных игровых предметов. Для многих собак очень важно, чтобы игрушки сопротивлялись. Для них сшейте из старых джинсов большую “колбасу” или пуфик, набитые тряпками, или предложите куски толстого резинового шланга. Попробуйте использовать игрушки, привязанные к резинке. Всем собакам нравятся мячи.

Вот еще один совет. Приобретите большое количество разнообразных игрушек, например, штук 16-20. Половину из них вы оставляете щенку в первую неделю, вторую половину оставляете во вторую неделю. Количество игрушек даже не так важно как тип игрушек. Хорошая игрушка вызывает желание пожевать ее.

Для того чтобы снять скуку и удовлетворить потребность щенка в новой информации придумывайте игрушки-сюрпризы и игрушки-загадки. Например, уходя, сложите разбросанные по полу игрушки в картонную коробку. Если вы вчера оставляли газеты в пачке, сегодня сверните их в трубу. Некоторым собакам очень нравятся игрушки-пищалки, другим - крупные. Сегодня они с интересом играют с резиновыми игрушками, завтра - с деревянными. Будьте готовы ко всему.

Сделайте игрушки еще более привлекательными для собаки. Для этого их можно намазать привлекательным для собаки маслом, мясом, колбасой, сыром, обмакнуть (или сварить) в курином или говяжьем бульоне, можно засунуть в щелку твердой резиновой игрушки ма­ленький кусочек сыра или копченой сосиски. Или возьмите кусок толстостенного резинового шланга, просверлите в нем дырки, набейте колбасой или сырок, а торцы заткните деревянными пробками. Сделайте в игрушках дырочки или полости, и налейте туда немного привлекательного для собаки масла.

Отдирать обои щенок может еще и потому, что их клей бывает казеиновым или костным. Попробуйте оставить ему кусок костного клея или насыпьте, уходя в миску казеинового. А грызть стены и рыть в них норы им хочется при недостатке минеральных веществ, которые есть в любом куске мела.

И еще, научитесь уходить. Когда приходит время уйти из дома, просто уходите. Не говорите "до свидания" своей собаке, не обнимайте ее и не целуйте на прощанье. Вместо этого минут за 5 перед уходом не обращайте на собаку внимания. Повышенное внимание резко сменяемое одиночеством, скорее всего, вызовет состояние дискомфорта.

И еще один маленький секрет. Пусть все замечательные для собаки предметы и явления появляются в связи с вашим уходом.



Метод 4. Выработка несовместимого поведения.

Смысл метода заключается в том, что собака не может делать два дела одновременно. И если вы найдете своей собаке постоянное занятие, достаточно безопасное для мебели, одежды и обуви, все будут довольны и счастливы. Собака будет знать, что она должна (а не просто "может") делать дома и если это станет для нее навыком, привычкой и только определенные предметы будут ассоциироваться у щенка с игровой и жевательной деятельностью. Правда, для этого понадобиться время.

Кстати, возиться с разрешенными предметами, это тоже поведение несовместимое с недозволенным. Поэтому всегда хвалите собаку, когда увидите, что она играет со своими игрушками. Научите ее находить или показывать игрушки. Разбросайте игрушки по всей квартире и разыскивайте их вместе с собакой. Когда собака приносит вам игрушку, хвалите ее как можно выразительней, и поиграйте с ней.

Теперь, когда ваша собака понимает, что такое игрушки докажите ей что с игрушками заниматься значительно интереснее, чем с туфлями, носками или ножками стульев. Начните с фокуса, подготовьте коробку (ящик) с игрушками, возьмите любимейшую собачью игрушку бросьте ее в коробку на глазах у собаки и скажите: "Где игрушка (назовите игрушку!)? Где коробка?". (Помните, ваши слова должны быть однообразными в течение нескольких недель обучения, поэтому выберите для себя удобный набор слов и запишите его, чтобы запомнить.) Начните копаться в ящике вместе с собакой, помогая ей отыскать нужную игрушку. Если собака проявляет активность, хвалите его ну очень счастливым голосом. Когда вы с собакой обнаружите игрушку, пусть собака возьмет ее в пасть, а вы ее похвалите, дадите ей кусочек (например, сыра) и поиграйте вволю игрушкой. Всегда держите ящик с игрушками в доступном для собаки месте. Но если щенок грызет ножки стола, поставьте ящик под стол.

Не кладите все игрушки в ящик. В зависимости оттого, что еще грызет ваш щенок, они понадобятся для отвлекающей терапии. Положите игрушки в непосредственной близости от предметов, пользующихся вниманием собаки. Если она грызет подушку, то, как минимум на подступах к ней должна обнаружить три типа разных игрушек подходящих для этого дела. Если щенок крадет из шкафа туфли, а дверцы запереть нельзя, положите туда еще и игрушки, на которые он должен наткнуться, прежде чем доберется до туфлей.

Часто на предпочтение игрушек оказывает влияние физиологическое состояние щенка. Во время смены зубов он может предпочитать набитые игрушки, игрушки из картона или кусочки льда (они так приятно охлаждают воспаленные десны). Именно поэтому им часто нравится жевать намоченные водой, и затем замороженные куски веревки.

Повышенный интерес к жеванию может возникнуть еще и в 8,9 или 10 месяцев, кого выходят последние коренные зубы. К этому времени у собаки уже мощная жевательная мускулатура и большие крепкие зубы, и если вы не научили его "цивилизованному" жеванию, он может принести ощутимый урон вашему бюджету. В этом возрасте собаку может привлечь обычная натуральная палка. Их можно иметь много и одну натереть сыром, другую - мясом, третью - рыбой, а четвертую - печенью. Те, кто считает, что грызть палки не хорошо, а то и вредно для собаки, пусть попробует объяснить ей, что ножки мебели тоже делают из дерева.

Вот еще один интересный способ выработки несовместимого поведения. Всякий раз, когда вы возвращаетесь домой, настойчиво заставляйте собаку встречать вас с игрушкой во рту. Сначала вам придется спрашивать собаку: "А где твоя игрушка?" Неси ее сюда!" и помогать ей отыскать нужную игрушку. Не "здоровайтесь" с собакой, т.е. не воспроизводите ритуала встречи, без игрушки в ее пасти. Со временем, когда собака свяжет ваше появление с игрушкой, она автоматически начнет искать ее, чтобы инициировать (ускорить, вызвать) ваше появление и поприветствовать вас. Логично предположить, что, если игрушка окажется у собаки во рту, она начнет жевать ее, а не мебель, чтобы снять состояние дискомфорта.

Часто разрушительное поведение происходит в течение первого часа вашего отсутствия. Попробуйте научить собаку ждать вас. Например, пошлите собаку на "место", уложите ее, оденьтесь и уйдите из квартиры. Немедленно возвратитесь, если собака выскочит вам на встречу, снова пошлите ее на "место", там с ней и поздоровайтесь. Снова уложите ее на "месте". Когда собака выполнит команду, похвалите ее - лучше всего косточкой. Через минут десять, повторите упражнение, на этот раз задержитесь за дверью на несколько минут дольше. Продолжайте тренировки в течение нескольких недель, всегда приветствуя собаку на "месте" и предлагая ей что-нибудь очень вкусное.



Метод 5. Отрицательное подкрепление

Метод отрицательного подкрепления, пожалуй, самый распространенный среди рекомендуемых и имеет множество вариантов.

Начните с самого простого. Если вы застигли собаку на месте преступления, вы должны либо использовать условное (закричать, отругать) либо натуральное (отшлепать, брызнуть водой и т.п.) отрицательное подкрепление. После чего немедленно найдите с собакой одну из ее игрушек и поиграйте ею. Это может научить вашу собаку не жевать ценные предметы, но не даст полной гарантии, что собака не совершит запрещенного действия, когда вас не будет дома. Хотя и в этом случае есть выход. Сделайте ценные для вас вещи непривлекательными для собаки. Сделайте так, чтобы сами вещи «наказывали» собаку за недостойное поведение. Уже есть достаточно много спреев и соусов, нанесение которых на предметы, делает их безопасными, но неприятными для собак. Зачем, спросит себя собака, жевать невкусное и неприятное, когда есть много таких ароматных и вкусных игрушек? Если в ближайшем зоомагазине вы не найдете отпугивающих спреев, приготовьте горький соус сами. Возьмите белок одного яйца, разболтайте в нем столовую ложку молотого красного перца и нанесите кисточкой этот коктейль на привлекательные для собаки вещи.

У животных очень острый нюх и странные запаховые предпочтения. Поэтому большинство собак не любит запаха духов и одеколона. Попробуйте смешать духи с водой (1:10) и обрызгайте этим раствором предметы, которые вы хотите уберечь от зубов вашего питомца. Луч­ше всего использовать дешевые духи — живот­ные не могут даже находиться рядом с ними. А вас это не введет в большие расходы (М. Хоффман «Ваш четвероногий питомец» М., Крон-Пресс, 1997).

Можно совместить описанные выше два приема, усилив при этом эффект запаховой маркировки. Собаки всегда предварительно нюхают то, что собираются съесть. Это дает основание для выработки условной отрицательной реакции. Например, намочите салфетку перечным соусом, ментолом или одеколоном, дайте понюхать собаке, а затем натрите хорошо этой салфеткой собачьи десна. Уверяю вас, собака будет вне себя от возмущения. А вы этим же снадобьем смажьте предметы (Х.Э. Вайтли «Собаки наши друзья», М., Фаир, 1997).

Немногим более сложный вариант предлагает Дж. Фишер («О чем думает ваша собака» СПб, Азбука, 1999): «Средство должно быть чрезвычайно неприятным для собаки, если вы хотите добиться гарантированного успеха. Вам понадобится бутылка «Bitter Apple» («Горького яблока») в аэрозольной упаковке, две салфетки и дешевые духи.

Побрызгайте на одну салфетку духами, сильно раз­бавив их водой, а на другую «Горьким яблоком». Пред­ложите собаке подушенную салфетку и, как только она понюхает ее, засуньте салфетку с «Горьким яб­локом» в пасть собаке и подержите ее закрытой в течение нескольких секунд, - это очень неприятно.

Затем возьмите любимую игрушку (но такую, чтобы не жалко было выбросить), которую собака всегда хватает, как только увидит. Опрыскайте ее «Горьким яблоком» и оставьте где-нибудь в до­ступном месте. В нескольких дюймах от игрушки, с той стороны, откуда пойдет собака, распылите водный раствор духов. Ваша собака приблизится, учует запах дешевых духов и либо вспомнит пред­шествующий опыт, либо проигнорирует его. В лю­бом случае запах зафиксируется в ее памяти.

Если она подойдет, чтобы схватить игрушку, она выплюнет ее и забегает по комнате, отплевы­ваясь и отряхиваясь. Теперь игрушку можно выбро­сить и заменить чем-нибудь другим.

Затем распылите разведенные водой духи на рас­стоянии нескольких дюймов перед теми вещами, ко­торые вы хотите уберечь от собачьих зубов. Из­любленные предметы тоже надо опрыскать «Горь­ким яблоком».

Смысл в том, что вы с помощью запаха даете собаке сигнал о том, что продолжение тех дейст­вий, на которые она настроилось, ничего хорошего не сулит. Поскольку духи разбавлены водой, запах, который способен воспринять человек, полностью исчезает. Чувствительность органов обоняния со­баки ведь в сотни тысяч раз превышает нашу.

Приближаясь к намеченной жертве, чтобы ее по­жевать, собака чует запах-сигнал. Исходя из про­шлого опыта, собака думает: «Только не это!» — и пятится назад».

Используйте мышеловку. Собака будет «приятно» удивлена, открыв дверцу шкафа с обувью, обнаружить там прыгающее устройство.



Метод 6. Ориентировочное торможение
Этот метод очень близок к методу отрицательного подкрепления, но к боли или неприятным ощущениям не приводит. Просто собачьи попытки взять в пасть недозволенные предметы должны вызывать какие-нибудь необычные явления. Устраивайте ловушки со звуковыми и световыми эффектами - падающие гремящие предметы, падающие на собаку горох, дробь и тому подобное. Например, привяжите тапочек к большой алюминиевой кастрюле, которую поставьте на галошницу.

В рамках этого метода можно использовать и мышеловку. Ее неожиданный эффект приятно удивит собаку. Кстати, эффект действия именно в неожиданности и новизне явления. Собаки очень не любят всего необычного и через 2-3 "мышеловочных" урока собака будет обходить «удивительное» место стороной. Уверяю вас, за последние сто лет ни одна собака не пострадала от мышеловки, но если вас все-таки волнует техника безопасности, накройте мышеловку легким листом бумаги. Это не только успокоит вас, но и усилит шумовой эффект.



Метод 7. Наказание

Как метод исправления нежелательного поведения очень неэффективен. Наказание ничему не учит. Наказывая собаку, мы просто срываем на ней свою злость и обиду за испорченные вещи.


Метод 8. Угашение
Любые акции, в результате которых щенок не использует недозволенные предметы для удовлетворения своих многочисленных потребностей, рано или поздно приведут к тому, что он перестанет рассматривать их жизненно необходимыми.

Метод 13. Ветеринарный
Если не помогает поведенческая терапия, по поводу медикаментозных средств лечения разрушительно поведения, например, успокаивающих лекарств, посоветуйтесь со своим ветеринаром.

Когда разрушительная активность бывает вызвана прорезыванием зубов, ослабить боль и снизить зуд можно путем массажа десен. Иногда в таких случаях советуют давать пожевать кубики льда, мороженые овощи и фрукты или тряпки смоченные водой и промороженные в морозильнике.

В крайнем случае, если ничего из вышеперечисленного не помогло исправить поведение собаки, и вам не хочется расставаться с ней, стерилизуйте ее или кастрируйте. Иногда помогает.

Кандидат ветеринарных наук, инструктор по дрессировке

В.В. Гриценко


кошки из приюта Вчерашние Любимцы ищут добрые руки
 
Форум » Полезности » Институт благородных девиц » Разрушительное поведение у собак и его коррекция (Причины и методы исправления деструктивных форм поведения)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: